"Артикуляционная гимнастика для малышей"
Одной из причин задержки речевого развития является несформированность органов артикуляционного аппарата, а точнее языка. Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делают его язык и губы. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-6 минут.
- «Покажи мне язык» - достать и показать широкий язык
- "Чистим зубки" - Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
- "Месим тесто" – Улыбнуться. Пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя...". Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
- "Чашечка" – Улыбнуться. Широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).
- "Дудочка" - С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
- "Заборчик" - Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
- "Маляр" - Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
- "Лошадка" - Приоткрыть рот. Поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).
- "Индюки болтают" - Языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба..."
- "Барабанщик" - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка за верхними зубами. Произносим - "дэ-дэ-дэ..."
- "Парашют" - На кончик носа положить ватку. Широким языком в форме "чашечки",прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.