Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по содержанию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей любого ребенка.
В Беларуси, по последним данным, насчитывается 24780 детей-сирот. Из них 18875 воспитываются в замещающих семьях и 5906 – в детских интернатных учреждениях.
В Узденском районе функционирует детский социальный приют. Это место, куда поступают дети от 3 до 18 лет, отобранные у своих родителей. К сожалению, после приюта, в котором дети находятся не более 6 месяцев, некоторые из них попадают в детский дом. Но ни для кого не секрет, что даже самый благоустроенный, современный детский дом не заменит ребенку семью, не научит жить и общаться в семье, быть частью и продолжением семьи, не даст ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни. В связи с этим, известно множество случаев, когда один и тот же детский дом воспитывает второе, а иногда и даже третье поколение своих бывших воспитанников. Поэтому приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается замещающая семья (усыновление, опека и приемная семья).
Усыновление – пожизненная форма принятия ребёнка в семью на правах кровного: между усыновителями и усыновлёнными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и их детьми.
Опека – принятие ребёнка в семью на правах подопечного. Опекун имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности опекуна выполняются безвозмездно. Государство выплачивает ежемесячное пособие на содержание ребёнка. Опека может быть установлена при длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей по уважительным причинам и в случаях, когда родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребёнка и не проживают совместно с ним.
Но больше всего я бы хотела обратить ваше внимание на такую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приёмная семья. Это работа, как и любая другая.
Между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключается трудовой договор и договор об условиях воспитания и содержания детей. В основе деятельности приёмного родителя лежит профессиональная деятельность. Условия оплаты труда приёмных родителей определяются количеством взятых на воспитание детей, их возрастом и наличием у них особенностей психофизического развития.
Приёмным родителем могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие, так и не состоящие в браке. На воспитание в приёмную семью передаются от одного до четырёх детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приёмных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания, конфликтные отношения между приёмным родителем и детьми (ребёнком).
Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей. В этом случае возможны опека и усыновление.
Если кто-либо желает усыновить ребёнка, для начала можно попробовать создать приёмную семью. Но при этом нужно помнить, что ребёнку необходимо общаться со своими родными, биологическими родителями (обязательно!), так как между ним и его родителями существует невидимый эмоциональный контакт, который способствует развитию ребёнка.
Политика государства направлена на снижение количества интернатных учреждений до 2015 года. И очень хорошо, если к этому времени дети-сироты будут воспитываться в обстановке, максимально приближенной к их родному дому – в семье.
Нужно сказать, что воспитание – это всегда тяжело. Но в данной работе есть и плюсы: вы работаете дома, и так же, как и своих детей, водите в сад, школу и т.д. И если кто-то любит детей, а также хочет работать в этом направлении, то это для вас возможность реализовать ваши потребности.
Подарите детям, лишенным родительской заботы, тепло семейного очага!
Этапы становления приёмного родителя
Для создания приемной семьи необходимо:
1. Обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства со следующими документами (Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»:
- заявление,
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,
- медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,
- сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.
2. Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.
Орган опеки истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:
- копия документа, подтверждающего право собственности кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;
- справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;
- сведения о доходах;
- сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
- сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
- сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
3. Необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку), включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.
4. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов управление (отдел) образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.
5. После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в управление (отдел) образования с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).
6. В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает управлению (отделу) образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.
По страницам Кодекса Республики Беларусь
О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Статья 65. Права и обязанности семьи
Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.
За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 66. Семья как естественная среда ребенка
Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.
В целях полноценного содержания и воспитания детей в семье государство обеспечивает семьям, имеющим детей, выплату пособий, пользование детскими учреждениями, предоставление льгот, создание дополнительных социально-экономических условий в соответствии с законодательством.
Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 66-1. Защита прав и законных интересов детей
При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению
либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных
интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - и в суд.
Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы
Статья 68. Личные неимущественные правоотношения родителей
К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:
- определению собственного имени, отчества, фамилии детей;
- определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;
- определению места жительства детей;
- воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;
- осуществлению представительства от имени своих детей;
- обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей
Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.
Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения.
Статья 73. Обязанности родителей
по защите прав и законных интересов детей
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов во всех учреждениях, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве - свидетельством о рождении ребенка, а также своим паспортом.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещённые настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабёж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
13) умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ (статья 327);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341).
ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
НА УЧЁТ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Постановке на учёт в Инспекции по делам несовершеннолетних подлежат лица до 18 лет:
1. Вернувшиеся из мест лишения свободы.
2. Осужденные с отсрочкой исполнения приговора.
3. Осужденные условно.
4. Амнистированные.
5. Обвиняемые в преступлении.
6. Имеющие диагноз наркомания.
7. Осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
8. Совершившие преступления, но освобождённых с применением мер общественного воздействия.
9. Совершившие общественно опасное деяние в возрасте до 14 лет.
10. Вернувшиеся из спец. школ, спец. ПТУ
11. Совершившие правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия.
12. Употребляющие спиртные напитки или токсичные вещества.
13. Систематически уходящие из дома (Бродяжничество.)
В специальные учебные заведения закрытого типа направляются несовершеннолетние, совершившие правонарушения.
ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 г. N 18 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ"
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь п о с т а н о в л я ю:
1. Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение* в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Государственные органы, иные организации, граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в части первой настоящего пункта, обязаны немедленно сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.
При наличии оснований, указанных в части первой настоящего пункта, комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.
О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене .
Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами , гражданами.
2. Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.
После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.
3. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:
в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;
в шестимесячный срок принять соответствующее решение:
о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа ;
об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
Соответствующий иск в суд предъявляется по месту нахождения ( жительства) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением , в котором находится ребенок, не позднее пяти рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, указанного в абзаце пятом части первой настоящего пункта.
Иск в суд о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае, предусмотренном в абзаце пятом части первой настоящего пункта, могут предъявить также прокурор, опекун, попечитель ребенка, комиссия по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.
Управления юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов в необходимых случаях обязаны оказывать правовую помощь указанным государственным органам (организациям) при предъявлении в суды исков о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
5. Руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.
6. Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность.
Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.
7. Суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске , об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.
8. Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), в случае:
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.
За несовершеннолетних родителей расходы по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.
9. Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения, или в случае смерти родителя, или по решению суда при возникновении обстоятельств, влекущих освобождение от возмещения расходов по содержанию детей.
Возмещение расходов по содержанию детей осуществляется родителями, указанными в части первой пункта 8 настоящего Декрета (далее – обязанные лица).
Работающее обязанное лицо возмещает названные расходы из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Если уровень заработной платы работающего обязанного лица и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, это лицо подлежит трудоустройству на новое место работы в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Декрета.
В случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей, указанные расходы взыскиваются с него на основании исполнительной надписи нотариуса .
Если обязанное лицо не работает либо место постоянного жительства его неизвестно, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке приказного производства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Возмещение указанных расходов может осуществляться в порядке искового производства при наличии для этого оснований, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Взыскателями расходов по содержанию детей являются:
управления (отделы) образования – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;
детские интернатные учреждения, детские деревни (городки), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной помощи и реабилитации , государственные учреждения , обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.
В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием
о взыскании таких расходов вправе обратиться прокурор, в том числе по просьбе взыскателей.
Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны обратиться в суд или к нотариусу с требованием о взыскании этих расходов в течение пяти рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение (если обязанное лицо не работает или его место нахождения неизвестно) или со дня, следующего за днем истечения сроков, предусмотренных в частях третьей и четвертой настоящего пункта, в случае уклонения работающего обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей либо неполного их возмещения .
При этом взыскатели расходов по содержанию детей представляют следующие документы:
копию свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, засвидетельствованные взыскателем;
копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, засвидетельствованные взыскателем;
справку о периоде нахождения ребенка на государственном обеспечении , об уплаченных обязанными лицами средствах в счет возмещения расходов по содержанию детей и сумме средств на содержание детей, подлежащих взысканию ежемесячно с обязанного лица;
справку с места работы обязанного лица (представляется нотариусу ).
10. Расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно.
Суд вправе в исключительных случаях на основании заявления, подаваемого прокурором, управлением (отделом) образования или комиссией по делам несовершеннолетних:
уменьшить размер расходов по содержанию детей, подлежащих возмещению, если у одного из обязанных лиц на содержании и воспитании имеются другие несовершеннолетние дети;
освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, прекратив исполнительное производство, если это лицо восстановлено в родительских правах и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для находящихся на его содержании и воспитании других несовершеннолетних детей.
11. Требования о взыскании расходов по содержанию детей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении.
Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании расходов по содержанию детей . В случае удовлетворения судом требований взыскателя этих расходов государственная пошлина взыскивается с обязанного лица в размере одной базовой величины. Уведомление обязанного лица о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей направляется судом по последнему известному месту жительства этого лица и считается надлежащим.
Исполнительная надпись о взыскании расходов по содержанию детей совершается нотариусом по месту нахождения взыскателя не позднее следующего дня после получения документов, указанных в части одиннадцатой пункта 9 настоящего Декрета. При этом государственная пошлина со взыскателей названных расходов не взимается.
12. Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходы, а также на имущество обязанного лица.
Заработная плата обязанных лиц, находящихся в местах лишения свободы или в лечебно-трудовых профилакториях, направляется на погашение расходов по содержанию детей и исполнение иных обязательств обязанного лица в размерах, необходимых для ежемесячного погашения указанных обязательств. Очередность удержаний определяется в соответствии с законодательством.
Названные лица должны обеспечивать полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
Обязанные лица, освободившиеся из мест лишения свободы или лечебно-трудовых профилакториев, возмещают расходы по содержанию детей, а также погашают задолженность по таким суммам в соответствии с пунктом 9 настоящего Декрета.
Обязанным лицам запрещается отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, и транспортные средства.
Комиссия по делам несовершеннолетних при принятии решения о помещении ребенка на государственное обеспечение обязана установить наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества и (или) транспортного средства. Такие же меры принимает местный исполнительный и распорядительный орган при принятии решения об отобрании ребенка без лишения родительских прав в соответствии со статьей 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Для наложения запрета на отчуждение этого имущества и транспортного средства комиссия по делам несовершеннолетних или местный исполнительный и распорядительный орган, принявшая (принявший ) решение о помещении ребенка на государственное обеспечение, в течение дня, следующего за днем принятия такого решения, информируют государственный орган, осуществляющий регистрацию недвижимого имущества, по месту нахождения данного имущества и управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел о возникновении у родителей (единственного родителя) обязанности возмещения расходов по содержанию детей.
При получении судебного постановления или исполнительной надписи нотариуса о взыскании названных расходов судебный исполнитель незамедлительно принимает меры по наложению ареста на имущество, указанное в части пятой настоящего пункта, и на иное имущество обязанного лица.
При недостаточности денежных средств на погашение расходов по содержанию детей взыскание обращается на имущество обязанного лица в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь .
13. Неработающие, а также работающие, но не в полном объеме возмещающие расходы по содержанию детей обязанные лица подлежат трудоустройству в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Декрета, в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.
Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав.
Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы.
В случае необходимости трудоустройства обязанного лица, находившегося в лечебно-трудовом профилактории или освобожденного из мест лишения свободы, администрация лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел обязана за три месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информировать об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, органы внутренних дел и органы государственной службы занятости, а также направить в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица.
Обязанные лица, указанные в части четвертой настоящего пункта, подлежащие трудоустройству, к месту постоянного жительства сопровождаются работником лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.
Трудоустройство этих лиц производится на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий. Соответствующее определение суда должно быть вынесено в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа в суд.
14. Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в органы внутренних дел и органы государственной службы занятости по месту постоянного жительства обязанного лица, а в случае, когда место постоянного жительства этого лица неизвестно, – по месту нахождения суда для подбора организации в целях его трудоустройства и подлежит немедленному исполнению.
Органы государственной службы занятости обязаны в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. При этом подбор организации (организаций) осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.
Обязанное лицо должно явиться в организацию и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа государственной службы занятости.
Прием на работу обязанного лица, подлежащего трудоустройству по постановлению суда, осуществляется на основании направления органа государственной службы занятости.
Явку неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы государственной службы занятости и на работу в организации обеспечивают органы внутренних дел.
Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц , направляемых органами государственной службы занятости, а также обязанных лиц от выполнения работы.
На лиц, трудоустроенных по постановлению суда (часть вторая пункта 13 настоящего Декрета), распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство , законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой, а также на установленную законодательством продолжительность трудового отпуска.
Указанные лица имеют право на трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней.За ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение трудовой дисциплины обязанные лица могут быть переведены нанимателем с согласия органа государственной службы занятости на другую работу.
Контроль за ежедневной явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел и органами государственной службы занятости.
Положение о трудоустройстве обязанных лиц утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц определяется облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом, на которые возлагается ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей.
Организации, в которых работают обязанные лица , должны информировать суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнению трудовых обязанностей.
Работа обязанных лиц, осуществляемая на основании постановления суда, прекращается после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.
Уклонение обязанного лица от явки на работу, составляющее десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, либо сокрытие , занижение обязанным лицом размера заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов, либо иное виновное действие (бездействие), повлекшее за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечения его к ответственности в соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Обязанные лица, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и за иные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании постановления суда, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания.
15. По искам местных исполнительных и распорядительных органов либо уполномоченных ими организаций обязанные лица могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда с предоставлением других жилых помещений меньшей площади и (или) уступающих им по своим потребительским качествам, в том числе вне пределов данного населенного пункта, на срок, указанный в решении суда.
С лицами, выселенными из занимаемых жилых помещений в соответствии с частью первой настоящего пункта, заключается срочный договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Срок такого договора может быть продлен по решению суда. При отказе обязанных лиц освободить занимаемые жилые помещения по истечении срока договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда они в судебном порядке переселяются в ранее занимаемые жилые помещения.
Жилые помещения, из которых выселены обязанные лица, закрепляются за их детьми в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, и подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) другим лицам для проживания в соответствии с пунктом 16 настоящего Декрета.
16. Временно свободные жилые помещения (часть жилого помещения в виде отдельной комнаты), принадлежащие обязанным лицам на праве собственности или занимаемые по договорам найма, подлежат сдаче по договорам найма (поднайма) местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном настоящим пунктом, для проживания других лиц.
Средства, полученные от сдачи жилых помещений по договору найма (поднайма), не подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц и перечисляются в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, на погашение обязанными лицами, являющимися собственниками (нанимателями) жилых помещений , расходов по содержанию детей. Очередность удержаний с таких лиц по иным исполнительным документам определяется законодательством .
Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности обязанным лицам, сдаются по договору найма. При этом для сдачи жилого помещения , принадлежащего обязанному лицу на праве собственности, не требуется доверенность такого лица.
Размер платы по договору найма жилых помещений, принадлежащих обязанным лицам на праве собственности, определяется по соглашению сторон с включением в нее платы за пользование жилым помещением, техническое обслуживание, обязательных ежемесячных отчислений на капитальный ремонт, платы за коммунальные услуги, рассчитанных в соответствии с жилищным законодательством (далее – плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги).
Жилые помещения, занимаемые обязанными лицами по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, подлежат сдаче по договору поднайма в порядке, установленном жилищным законодательством, с взиманием платы за поднаем, а также платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
Размер платы за поднаем данных жилых помещений определяется исходя из размера базовой ставки платы за поднаем таких жилых помещений, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от места нахождения жилого помещения.
Срок действия договоров, указанных в частях третьей и пятой настоящего пункта, определяется периодом временного отсутствия обязанных лиц или периодом нахождения их детей на государственном обеспечении. Названные договоры прекращаются до истечения их срока в случае необходимости предоставления жилых помещений детям обязанных лиц для проживания.
Для обеспечения сохранности имеющегося в жилых помещениях имущества, принадлежащего обязанному лицу или членам его семьи, комиссией, создаваемой местным исполнительным и распорядительным органом, составляется опись, в соответствии с которой имущество передается по договору хранения лицам, вселяемым в жилое помещение по договору найма (поднайма). Договор хранения имущества заключается одновременно с заключением договора найма (поднайма) жилого помещения.
17. Неработающие обязанные лица, являющиеся хроническими алкоголиками или наркоманами, в первоочередном порядке подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории.
18. В случае, если обязанное лицо скрывается, органы внутренних дел принимают меры по установлению места его нахождения.
Расходы по розыску возмещаются разыскиваемыми обязанными лицами.
19. Средства, перечисляемые родителями в добровольном порядке либо взысканные по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, перечисляются на текущие счета по учету бюджетных средств:
районных, городских, районных в городе отделов образования, через которые финансируются учреждения, опекунские, приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), в которых находятся дети обязанных лиц;
учреждений образования, финансируемых через управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома, Министерство образования, иные республиканские органы государственного управления, в которых находятся дети обязанных лиц;
комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, через которые осуществляется финансирование детских интернатных учреждений, в которых находятся дети обязанных лиц;
домов ребенка, в которых находятся дети обязанных лиц.
Учреждения или управления (отделы) образования, комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, дома ребенка обязаны ежемесячно отслеживать поступление указанных средств и до 30-го числа текущего месяца перечислять их в доход соответствующего бюджета, из которого финансируются расходы по содержанию учреждений, а также опекунских и приемных семей.
Учреждения или управления (отделы) образования, комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, дома ребенка должны информировать суд по месту постоянного жительства обязанного лица о непоступлении либо об изменении сумм расходов по содержанию детей, подлежащих взысканию.
20. Освободить обязанных лиц от уплаты государственной пошлины за подачу в суд исковых заявлений о восстановлении их в родительских правах.
21. Руководители и другие работники учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде вплоть до освобождения от занимаемой должности за несообщение о ставших известными им фактах о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей.
22. Совету Министров Республики Беларусь:
22.1. до 1 января 2007 г.:
определить порядок признания детей нуждающимися в государственной защите;
определить порядок предоставления детям, нуждающимся в государственной защите , статуса детей, оставшихся без попечения родителей, и утраты этого статуса, а также порядок возврата таких детей родителям;
утвердить по согласованию с Президентом Республики Беларусь положение о трудоустройстве обязанных лиц;
установить порядок закрепления временно свободных жилых помещений обязанных лиц за их детьми, находящимися на государственном обеспечении;
определить правила проставления в документах обязанных лиц, удостоверяющих их личность, отметки об обязанности этих лиц возмещать расходы по содержанию детей;
установить размер базовой ставки платы за поднаем жилых помещений, сдаваемых в соответствии с пунктом 16 настоящего Декрета;
определить порядок и условия перечисления сумм, получаемых от сдачи жилых помещений обязанных лиц, являющихся собственниками (нанимателями) данных помещений, на погашение расходов по содержанию детей;
обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации;
22.2. совместно с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь в двухмесячный срок разработать и в установленном порядке внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам, вытекающим из положений данного Декрета;
22.3. совместно с облисполкомами в шестимесячный срок принять меры по укреплению материально-технической и производственной базы организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел.
23. Министерству образования совместно с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты обеспечить учет детей, нуждающихся в государственной защите .
24. Министерству юстиции в двухмесячный срок создать банк данных о лицах, обязанных по решению суда возмещать расходы по содержанию детей.
25. Министерству информации, Национальной государственной телерадиокомпании совместно с заинтересованными активизировать работу государственных средств массовой информации по популяризации традиционных семейных ценностей, здорового образа жизни , созданию нетерпимого отношения к родителям, уклоняющимся от воспитания и содержания своих детей, допускающим в отношении их жестокость и насилие.
26. Облисполкомам и Минскому горисполкому:
в двухмесячный срок:
разработать комплекс мер по реализации настоящего Декрета;
определить перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц;
предусмотреть рабочие места для трудоустройства обязанных лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы;
постоянно оказывать содействие Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел в предоставлении рабочих мест лицам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях или местах лишения свободы.
27. Федерации профсоюзов Беларуси, общественному объединению ”Белорусский республиканский союз молодежи“ и другим общественным объединениям принимать активное участие в проведении профилактической и воспитательной работы в организациях, где работают обязанные лица, а также лица, имеющие несовершеннолетних детей и злоупотребляющие спиртными напитками, употребляющие наркотические средства.
28. Контроль за выполнением настоящего Декрета возложить на облисполкомы и Минский горисполком, Министерство образования, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и Министерство труда и социальной защиты.
29. Трудоустройство неработающих обязанных лиц в соответствии с настоящим Декретом в случаях, когда в отношении этих лиц вынесены судебные решения до вступления в силу этого Декрета, осуществляется на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий.
Верховному Суду принять меры по организации работы судов в соответствии с частью первой настоящего пункта, обеспечив ее завершение до 1 февраля 2007 г.
30. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2007 г.,
за исключением частей пятнадцатой и шестнадцатой пункта 14, пунктов 22 – 29 и данного пункта, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
Положения частей пятнадцатой и шестнадцатой пункта 14 вводятся в действие со дня вступления в силу закона о внесении изменений и дополнений в законы по вопросам, вытекающим из положений настоящего Декрета, а пункты 22 – 29 и данный пункт вступают в силу со дня официального опубликования этого Декрета.
До приведения законодательства в соответствие с настоящим Декретом акты законодательства, принятые до вступления его в силу, применяются в части, не противоречащей этому Декрету.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
* Под помещением детей на государственное обеспечение для целей настоящего Декрета понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные и иные учреждения, обеспечивающие содержание и воспитание детей), государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи.