Задержка речевого развития у детей является не слишком распространённым симптомом и встречается примерно у 10% малышей, не достигших трёх лет. Примечательным является то, что подобный симптом наблюдается в несколько раз чаще у мальчиков, нежели у девочек.
Все причины формирования подобного расстройства делятся на 2 группы.
Социальные причины:
О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:
- 1. Когда в 4 месяца ребенок не проявляет эмоциональных реакций по отношению к происходящему. Не улыбается родителям, не реагирует на их жесты, не оживляется при виде или обращении к нему мамы.
- 2. Когда в 8-9 месяцев ребенок не «лепечет», не издает повторяющихся звуков (па-па-та, ба-ба-ба и др.), а в год создает впечатление редкой тихони, издающей мало звуков.
- 3. Когда 1,5-годовалый ребенок имеет проблемы с жеванием или сосанием. Например, давится кусочком яблока, не умея его разжевать.
- 4. Когда в 1,5 года малыш не произносит простых слов, типа «мама», «няня», «дай», не понимает своего имени, названий обычных предметов. Если ребенок не в состоянии выполнить простые просьбы, не понимает, что от него хотят, например, «сядь», «дай руку», «иди сюда».
- 5. Когда в 2 года ребенок не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
- 6. Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате. Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
- 7. Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
- 8. Когда малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
- 9. Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
- 10. Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубок.
Что делать при задержке речевого развития?
- Не говорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же придётся.
- Проводите такие занятия как: ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ-…). Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»).
- Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».
- Уточняйте с малышом произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры [л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на шестом году жизни, и то после продолжительной предварительной работы.
- Игры по вызыванию звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.
- Игровые занятия по построению фразы (предложения) строятся так, чтобы максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для введение в речь ребёнка предлогов (В, ИЗ, ПО) предполагают выполнение инструкций: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку, по водичке».
- Устройте для ребёнка (хотя бы раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?», «Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки». Эта предварительная работа необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления, активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» . Родители могут и сами сочинить сказку для своего крохи, так будет даже интересней.
Интернет-источник: Задержка речевого развития //simptomer.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступаhttp://simptomer.ru/simptom/zaderzhka-rechevogo-razvitija.– Дата доступа : 10.09.2017.