УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Рекомендуются для детей с 4-6 лет; каждая игра может быть предложена в более или менее сложной форме.
1. Скороговорки и чистоговорки не только занятны, но и помогают совершенствовать речевой аппарат. В чистоговорках «отрабатываются» проблемные звуки («Шесть мышат в камышах шуршат», «Проворонила ворона вороненка»)
2. Подбери определение. Это упражнение увеличивает объем прилагательных в общем словарном запасе. Можно начинать с предмета, который ребенок рассматривает. Например, спросите: «МЯЧ какой?». Похвалите за ответ. Помогите. Попросите, чтобы ребенок загадал предмет вам, и дайте несколько его определений. Время от времени повторяйте задания, чтобы оценить, как ребенок запоминает названные вами слова. Потом поиграйте в игру наоборот: назовите определение или характеристику и спросите, к каким предметам они подходят («Про что можно сказать: «мягкое», «твердое и тяжелое»)
3. Отгадай, что это? Это вариант предыдущего задания, однако дается более развернутое определение («Это необычная обувь, которую можно надевать зимой, к ее подошве прикреплены специальные металлические полоски, это спортивная обувь. Отгадайте, что это?»). Важно, чтобы сам ребенок пробовал давать определения – это учит формулировать мысли. Если ребенок уже читает, попробуйте таким образом составлять простые кроссворды.
4. Подскажи словечко-рифму. Попробуйте рифмовать пары слов или фраз ( «мышка-миска», «лягушка – подушка»)
5. Что относится к этой группе? Взрослый называет обобщающее видовое понятие, ребенок – предметы, которые принадлежат к этому виду («Дерево – береза, дуб….»). Посоревнуйтесь, кто из детей назовет больше. Другая форма этого задания – игра с мячом, известная взрослым из собственного детства: «Я знаю пять имен девочек:….». Координация движений детей 5-6-летнего возраста уже позволит перечислять слова, одновременно ритмично ударяя мяч о землю в такт каждому произносимому слову. Если ребенок не успевает вспомнить следующее слово к новому удару мячиком, то в игру вступает следующий игрок.
6. Аналогии – упражнение обогащает словарный запас, представления об окружающем мире, развивает мышление. Спросите у ребенка, как правильно закончить фразу: «Из яблока – яблочный, из яйца - …», «У собаки будка, у белки - …».
7. Чем не похожи и похожи? Умение сравнивать тренирует навыки выражения собственных мыслей и логические способности («Чем непохожи и похожи: лед и снег; лед и стекло; снег и вата..?»)
8. Назови лишнее слово. Эта игра также развивает мышление и речь. Среди предметов, относящихся к одной группе, попросите назвать «чужой». Ребенок называет, что лишнее, и обосновывает, почему же он не подходит к остальным.
9. Скажи наоборот. Назовите какое-нибудь определение. Ребенок догадывается, как сказать наоборот («светлый - темный, медленный - …, горячий - …»).
10. Закончи предложение. Ребенок отыскивает соответствующее слово. Чтобы дополнить фразу («Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим…»
11. Подбор антонимов. Это соединение предыдущих двух заданий – предложение надо завершить, найдя по смыслу противоположное определение («Зимой ветер холодный, северный, а летом…»).
12. Подбери родственные слова. Кто больше однокоренных слов вспомнит («Булка – булочка – булочная – булочник»).
13. Назови ласково. Придумывайте, как можно уменьшительно-ласкательно сказать какое-нибудь слово («Лошадь – лошадка, лошаденка, лошадушка…»).
14. Попробуйте сочинять вместе сказку: «Я начну, ты продолжай».
15. Эхо. Начните учить стихотворение вместе: взрослый читает по строчке, ребенок повторяет за ним «эхом» - таким образом ребенок учится выразительно рассказывать стихи, тренируется сосредотачивать внимание.
16. Рассмотри в подзорную трубу. Предложите ребенку свернуть ладошку в «подзорную трубу» и рассмотреть через нее какую-нибудь картину, репродукцию с расстояния не менее метра и рассказать, что он видит. Взгляд через кулачек выхватывает отдельные детали изображения, помогая сосредоточить внимание на конкретном моменте. («Я вижу коня, он стоит в высокой траве, одну ногу он поднял, ветер развивает его лохматую гриву…»). Это задание достаточно сложно для детей с малым словарным запасом, поэтому подбадривайте ребенка, помогайте.
17. Цепочка. Аналог игры в «Города» - каждое новое слово начинается с той буквы, на которую закончилось предыдущее, но тематика слов неограниченна, можно называть любые существительные.
18. Рассмотрите вместе какую-нибудь сюжетную картинку, побуждающую к рассуждению. Обсудите «проблемные вопросы»; ребенок должен установить определенные логические взаимосвязи (например, почему у мамы бывают грустные глаза; почему заплакал малыш…). Можно обсудить и какую-нибудь прочитанную историю.
19.Составь слова. Если ребенок умеет немного читать и писать, предложите из ограниченного набора букв (или из длинного слова) сложить как можно больше новых слов.