Им неприятны ласки мамы
По мнению специалиста в изучении аномалий психического развития В. Лебединского, аутизм проявляется в снижении контактов с окружающими - со сверстниками или даже с самыми близкими людьми, включая родителей – «уход в себя», в свой внутренний мир.
С самого раннего детства «дети дождя» не умеют радоваться тёплым прикосновениям, отвечать улыбкой и оживлением на её приближение. Обычно в младенческом возрасте у большинства детей существует врождённый рефлекс – поза прилегания, когда младенец хочет распластаться на теле матери, прижавшись к ней всем своим тельцем. У детей-аутистов этот рефлекс отсутствует. Материнские ласки бывают им неприятны, ребёнок сторонится всякого телесного контакта.
Даже находясь в детском коллективе, аутичный ребенок ведет себя так, будто он находится один – смотрит мимо, не идет на зов, не обращает внимания на действия и игры других детей. Он играет один или около детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.
Все его игры и эмоциональные проявления крайне скупы, а в некоторых случаях ограничиваются бедным набором стереотипных движений и мимики.
Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих, никогда не рассказывает ни о чем, не делится своими переживаниями и сомнениями, не отвечает на вопросы. Лишь по каким-то косвенным признакам близкие люди могут догадаться о том, что его что-то тревожит.
Жизнь без игр
В играх дети-аутисты предпочитают неодушевленные предметы одушевленным. Они не умеют ориентироваться в признаках живого и неживого и практически не играют в сюжетные игры, так любимые обычными детьми, – в «дочки-матери», «магазин» или «казаки-разбойники».
Если здоровый ребенок предпочитает игрушки, дающие возможность производить сложные сюжетные действия, например, машинки, куклы, то аутичные дети предпочитают неспециализированные: кубики, бумажки, палочки и неигровые предметы. Часто они любят играть с неоформленными предметами – песком, водой.
В рисунках их совершенно не интересует выбор цвета – они берут первый попавшийся карандаш, в то время как здоровые дети старательно подбирают цвета: каким цветом рисовать небо, каким – солнце. Более того, обычные цвета могут быть для них неприятными, раздражающими. Цвета стен, обоев, мебели, игрушек, нормальные и приятные для здорового ребенка, для аутичного могут являться источником дискомфорта и постоянных отрицательных эмоций. Рисунки таких детей часто не имеют сюжета: в них нет человеческих фигур или солнышка с домиком, а изображены узоры или геометрические фигуры.
Страх взгляда
Внешняя эмоциональная холодность и безразличие к самым близким людям всегда сочетаются с повышенной ранимостью и даже пугливостью. Аутичные дети болезненно реагируют на громкие или незнакомые звуки, предметы или людей.
Причем самым сильным раздражителем для них является человеческий взгляд. Именно поэтому аутисты никогда не смотрят на человека (а как бы мимо, «краем глаза»), невзирая на то, что этим человеком может быть собственная мать. Из-за того, что аутичный ребенок не смотрит на лица и в глаза других людей, его «разглядывание» чужого лица напоминает действия слепого – такое же ощупывание и обследование руками безо всякого зрительного контроля.
Окружающий мир для аутичного ребенка представляет собой не источник радости и цель исследования, а источник постоянных страхов, на которые дети сами никогда не жалуются. Причины страхов разнообразные – бытовые вещи, некоторые игрушки, звуки работающего мотора, шум льющейся воды или хлопанье входной двери.
Чувство страха вызывает и все новое, незнакомое, поэтому любое, даже малейшее изменение в окружающей обстановке – перемещение мебели, появление новых людей, изменение привычных блюд в дневном рационе или малейшие отклонения от режима дня могут вызвать самую бурную реакцию, панику. Ребенок начинает биться в истерике, кричать, бить себя по голове. Некоторые из них болезненно реагируют на самые простые раздражители – яркий свет и громкие звуки, а другие – наоборот, настолько на них не реагируют, что их ошибочно принимают за слепых или глухих.
Разъедающие детскую душу чувства тревоги и страха сопровождают их постоянно, лишая возможности радоваться любым проявлениям жизни. Постоянная «готовность к бегству», поза вполоборота, взгляд в сторону… Ритуальное поведение аутистов – не что иное, как защитная реакция. В дальнейшем страх оказывает тормозящее влияние на такие сферы, как общение и обучение.
Интеллектом они не обижены
Обучение и социальная адаптация – самые большие проблемы аутичных детей. Нарушение социального общения накладывает отпечаток на весь ход психического развития ребенка. Особенно страдают те стороны восприятия, которые развиваются под воздействием предметной практики: речь, мышление. Каждая из этих функций развивается изолированно, сама по себе. Как научить ребенка читать, если его невозможно заставить смотреть в букварь?
Дети годами играют в одну и ту же игру, совершают одни и те же действия, например, включают и выключают свет или воду. Но при этом интеллект часто остается сохранным. Иногда кажется, что ребенок не замечает событий, происходящих рядом с ним, а он может одной фразой обнаружить точное понимание какой-нибудь ситуации.
Короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
• Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
• Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
• Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту – педиатру, неврологу, психиатру.
Если же ответы, положительные, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Шпаргалка для взрослых или правила общения
с аутичными детьми:
- Принимать ребёнка таким, какой он есть
- Исходить из интересов ребёнка
- Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка
- Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
- Я улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте
- Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок
- Как можно чаще разговаривать с ребёнком
- Обеспечить комфортную обстановку для обучения и общения
- Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.д.)
- Избегать переутомления ребёнка
- Если ребёнок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он будет сопротивляться этому на первых порах), говорить ласковые слова
20 ФИЛЬМОВ ОБ АУТИСТАХ:
«Человек дождя»
Барри Левинсон, США, 1988
Кадр из фильма «Человек дождя»
Самый знаменитый фильм об аутисте. Сильный, поучительный, интересный. В главных ролях Том Круз и Дастин Хоффман, они играют двух братьев. Циничный младший Чарли отправляется на похороны отца и там узнает, что миллионы оставлены не ему, а его старшему брату Рэймонду, о существовании которого Чарли даже не подозревал. Брат есть, но находится в лечебнице, он прожил там много лет. Чарли в бешенстве, едет в клинику и похищает старшего брата, чтобы придумать, как забрать деньги. Чарли не подозревает, что для Рэймонда покинуть стены знакомого помещения может быть крайне болезненно. В пути они знакомятся, узнают друг друга, и Чарли меняется и вспоминает… Вспоминает все.
2. «Что гложет Гилберта Грейпа»
Лассе Хальстрем, США, 1993
Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа»
В этой драме из жизни обитателей захолустной, бесперспективной, «полуэтажной» Америки аутизм, которым страдает не заглавный герой Джонни Деппа, а его младший брат Арни, — часть мозаики, складывающейся из разнообразных человеческих странностей. Всмотреться в них, понять и принять проще на примере жителей городка, в котором почти ничего не происходит: здесь каждый как на ладони, если рожден, уже не спрячешься. И кто рискнет заявить, что Арни более ненормален, чем его родные и соседи? Да, сыграл мальчишку 18-летний Леонардо Ди Каприо, уже на заре карьеры доказавший, что способен передать «отклонения» как мало кто из коллег; вершиной этой линии его творчества станет обсессивно-компульсивный миллиардер Говард Хьюз из «Авиатора» (2004).
3. «Жутко громко и запредельно близко»
Стивен Долдри, США, 2011
Кадр из фильма «Жутко громко и запредельно близко»
Экранизация отличного романа Джонатана Сафрана Фоера — об «аспи», ребенке, страдающем синдромом Аспергера, в мегаполисе. Время и место имеют особое значение: это не просто мегаполис, это Нью-Йорк 2002-го, еще не оправившийся от терактов 11 сентября. Здесь аутизм 11-летнего Оскара Шелла, начинающего свою городскую одиссею, свой квест по следам, оставленным погибшим при атаке на ВТЦ отцом, — метафора глобального общественного дискомфорта.
4. «Антон тут рядом»
Любовь Аркус, Россия, 2012
Кадр из фильма «Антон тут рядом»
История мальчика-аутиста Антона Харитонова — но и история самой Аркус, увидевшей себя в «больном» ребенке, не приживающемся даже в специализированных приютах («сложный характер», если так можно сказать). До Аркус никто не отваживался сказать «аутист — это я». И даже больше: это мы — со всеми комплексами, страхами, наваждениями и тщетным поиском опоры и надежности.
<v:fill o:detectmouseclick="t"> </v:fill>
5. «Ее зовут Сабина»
Сандрин Боннер, Франция, 2007
Кадр из фильма «Её зовут Сабина»
Самый беспощадный фильм о том, насколько мучительным может быть общение с аутистами даже для их близких; гиперреализм без всяких спасительных соломинок. Однако Боннер идет дальше бескомпромиссного документального портрета, поднимаясь до высоких абстракций: насколько мучительно, но и насколько спасительно, насколько необходимо, может быть общение вообще.
6. «В ауте»
Никита Тихонов-Рау, Ольга Арлаускас, Россия, 2013
Кадр из фильма «В ауте»
Вдохновлен творчеством — это не преувеличение — 18-летней Сони Шаталовой: «У меня неумелые руки и нет речи, поэтому звучит не мой голос», — сообщает закадровый комментатор, проводник в удивительный внутренний мир Сони, спрятанный за несовершенной телесной оболочкой. Все, что мы слышим, — мысли героини, зафиксированные в ее дневниках за 10 лет, от себя авторы не добавили ни слова — в это сложно поверить, но это правда. «То, что сейчас происходит со мной, может кому-то казаться бедой. То хохочу, то резвлюсь, как шальная, можно подумать, и вправду больная». А вокруг — другие, некрасивые, но, увы, рядовые для России истории чиновничьего равнодушия. Вот это полный аут и есть.
7. «Х+Y»
Морган Мэтьюз, Великобритания, 2014
Кадр из фильма «Х+Y»
Аутизм как легкая экзотическая особенность, без которой настоящих вундеркиндов не бывает: такой подход к проблеме исповедует этот драматический триллер о юном математике, вынужденном адаптироваться к компании ровесников — соперников по олимпиаде. Генеральный мотив универсален: в какой-то момент многомудрый Натан понимает, что он вроде как и не гений — есть ребята талантливее; вот про мучительную трезвость самооценки, будь ты хоть сто раз аутист, и говорит «Х+Y».
8. «Солнечный мальчик»
Фридрик Тор Фридрикссон, Исландия, 2009
Кадр из фильма «Солнечный мальчик»
Документальный фильм исландца Фридрика Тора Фридрикссона, прославившегося игровыми трагикомедиями об эксцентриках всех мастей. В англоязычном прокате его переименовали в «Материнскую отвагу», и не без оснований: главная героиня здесь Маргарет, мать аутиста Келли, женщина, которая не сдается.
9. «Аутизм: Мюзикл»
Триша Риган, США, 2007
Кадр из фильма «Аутизм: Мюзикл»
Не фильм-мюзикл, а фильм о создании мюзикла с участием детей-аутистов, жизнеутверждающая — и на сто процентов документальная — картина о силе искусства, силе театра. В дневниках Сони Шаталовой, героини фильма «В ауте», есть такие строчки: «Говорят, что все люди рождаются талантливыми. Да, это так. Господь никого не выпускает в мир без дара таланта, в том числе и тех, про кого говорят: “человек с ограниченными возможностями”». Американский киноопыт как раз об этом.
10. «Темпл Грандин»
Мик Джексон, США, 2010
Кадр из фильма «Тэмпл Грандин»
Биографический фильм о девушке-аутисте, которая не просто нашла дело, занимаясь которым, чувствовала себя счастливой, но и действительно добилась успехов. Тэмпл Грандин не просто переборола все сложности, она доказала, что имеет право учиться, имеет право на свое мнение, имеет право показать то, что недоступно обычным людям. Школа, колледж – все было очень сложно, но девушке удается социализироваться. Будучи аутистом, Тэмпл спроектировала больше половины скотобоен в США, преследуя цель – более гуманное отношение к животным. Она стала ведущим специалистом в области сельскохозяйственной промышленности, заслужила всеобщее признание и уважение.
11. «Меня зовут Кхан»
Фильм о РизванеКхане, страдающем синдромом Аспергера. Из Индии он переезжает к брату в Сан-Франциско. Ризван успешно социализируется и находит свою любовь – Мандиру. Он становится хорошим отцом сыну Мандиры, но счастье молодой семьи длится недолго – до 11 сентября 2001 года. После теракта отношение к мусульманам резко меняется, в каждом из них видят террориста. Мальчик погибает и Мандира вне себя от горя кричит Ризвану, что вернется к нему, только если он пойдет к президенту и скажет, что не все мусульмане террористы. Ввиду своих особенностей, Ризван понимает это буквально и отправляется на поиски президента, который постоянно ускользает от простого гражданина. Злоключения и happyend – все в фильме.
12. «Я – Сэм»
Сэм Доусон страдает психическим расстройством, но его девушка бросает его одного с маленькой дочкой на руках. Сэм заботился оЛюси, но настал момент, когда девочка переросла развитие Сэма. Сколько бы они не сопротивлялись, сотрудники органов опеки принимают решение отдать девочку в другую семью. Сэму итак сложно, но он старается изо всех сил вернуть девочку. Он уговаривает известного адвоката Риту Уильямс помочь ему. Сложно всем, но они не теряют веры в любовь.
13. «Контакт»
Сериал 2012 года о мальчике-аутисте Джейке и его отце. Отец знает об особенностях сына, но со временем он понимает, что мальчик еще более необычен, чем казалось до сих пор. Джейк с помощью чисел познает мир и общается с отцом, постепенно Мартин понимает, что хочет сказать сын, и что это крайне важно. Особыми способностями ребенка заинтересовались люди, которые не желают мальчику счастья. От них отец и сын вынуждены бежать, постепенно расследуя тайны тридцати шести особенных людей. На их пути встречаются разные препятствия, они делают разные открытия. Однажды Джейк приводит отца к женщине, которая ищет свою дочь, такую же как Джейк девочку Амелию. Ее украли у матери для того, чтобы использовать дар девочки управлять числами. С помощью чисел дети общаются, понимают друг друга, помогают родителям. С помощью чисел дети спасают жизни.
14. «Мэри и Макс»
мультфильм-трагикомедия – в нем рассказывается о двух друзьях по переписке – Мэри и Максе. Мэри 8 лет, она очень некрасива, матери наплевать на своего ребенка, поэтому девочка одинока. Максу 44 года, он страдает ожирением и синдромом Аспергера, поэтому не менее одинок. Переписка странных друзей длится 18 лет, в какой-то момент Мэри решает опубликовать переписку, что Макс не может ей простить. Однако дружба пересилила все, но увидеться им было не суждено
15. «Карточный домик»
Фильм о девочке, которая очень сильно пострадала от шока – смерти ее отца. Ее мать Рут всеми силами старается помочь дочери, но обычные способы общения здесь не помогают. Рут пытается понять дочь, учится мыслить как она, но это очень сложно. Тяжелый путь познания предстоит пройти матери, чтобы достучаться до собственного ребенка. Девочка делает невероятные вещи – это целый мир, другой, но мир родной дочери.
16. «Снежный пирог»
В этом фильме СигурниУивер сыграла Линду, страдающую аутизмом. Алан Рикман играет Алекса, который приехал к матери девушки, которая погибла на его глазах. Но в этом доме его ждет совсем иное страдание. Линда не горюет о дочери в общепринятом смысле, но она действительно не может без нее жить. Алекс соглашается остаться и погружается в мир аутиста с головой. Он начинает понимать Линду, старается ей помочь, но Алекса ждет своя собственная жизнь, в которой тоже все далеко не просто.
17. «Рай океана»
Отец и сын живут хорошо до тех пор, пока отец не узнает, что болен раком. Самое страшное, что он не просто оставляет свое чадо в одиночестве – он оставляет в одиночестве совершенно беспомощного ребенка. Мальчик – аутист. Ему сложно общаться, сложно жить самостоятельно, а у отца осталось очень мало времени, чтобы сделать для своего сына все, что возможно. Как устроить все так, чтобы можно было со спокойной душой уйти из жизни особенного ребенка?
18. «Без ума от любви»
Еще один фильм об аутисте, ловко управляющемся с любыми числами. Этот особенный дар был дан ему природой взамен на искусство общения. Он добр и безобиден, но совершенно не умеет выражать свои чувства, общаться. Вся его жизнь – определенная последовательность знакомых, понятных ему действий, он не может жить без своих формул. Это все работает до тех пор, пока в его жизни не появляется Изабель. Ее жизнь не менее сложна и своеобразна, но жизни этих двоих складываются как идеальная формула. Но с этих пор все переворачивается, в размеренные жизни врывается волнение, непредсказуемость и любовь.
19. Мальчик, который умел летать
Эрик Гибб, подросток с невербальным аутизмом, большую часть времени проводит на крышах или подоконниках, мечтая научиться летать. Однажды он неожиданно спасает подругу от смертельного падения. Фильм примечателен тем, что в нем можно увидеть, как люди с аутизмом общались с другими людьми еще до широкого распространения компьютерных технологий.
Девятилетний мальчик Саймон (Мико Хьюз), страдающий аутизмом, случайно вскрыл секретный правительственный код «Меркурий». Руководители АНБ США в ярости, они приказывают убить Саймона, рассматривая его как угрозу национальной безопасности страны. Но волей случая Саймон остается в живых, тогда как его родители погибают.
Девятилетний аутист, становится свидетелем убийства своих родителей. Шериф полиции, считающий, что убийцей мог быть сам Тим, просит врача Майкла Риверза помочь ему в работе с мальчиком. Врач сомневается, но соглашается, узнав, что другой психолог предложил накачать Тима лекарствами, чтобы узнать правду. Сестра мальчика Сильвия, во время убийства спрятавшаяся в шкафу, сообщает Риверзу, что Тим очень хорошо умеет подражать чужим голосам. Эти особенности Тима помогают распутать клубок преступления.
Литература, с которой стоит ознакомиться:
- Коэн Ш. Как жить с аутизмом? — М: Институт общегуманитарных исследований, 2008.
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989.
- Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей. — М., СигналЪ, 2002.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: ТЕРЕВИНФ, 1997, (2002).
- Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. — М.: ВЛАДОС, 2002.
Литература для повседневного использования:
- Аутичный ребёнок — проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. / Под ред. Морозова С.А. — М.: 1998.
- Крантц П., Мак-Кланнахан Л.И. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению. — М.: Сигнал, 2003.
- Шоплер Э., Ланзинд М. и др. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. — Мн.: БелАПДИ - Открытые двери, 1997.
- Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. — М: 2002.
- Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. — М.: 2008.
- Морозова С.С., Алявина Е.А., Морозова Т.И. Аутизм: практические рекомендации для родителей. — М.: 2002.
- Я и мой день. Книга для детей с аутизмом. /Под ред. Морозова С.А.— М.: 1998.